Маркетинговый аудит. Введение и чеклист

Охват и глубина аудита

Начиная аудит, маркетолог не знает, где он «откопает» тот или иной продающий момент или ту или иную маркетинговую идею. Если он хочет не упустить потенциальные возможности, то он должен стремиться охватить своим анализом максимум тем.

Глубина аудита определяется количеством и маркетинговым качеством уместных вопросов, которые ставит маркетолог. В истории маркетинга есть много примеров того, как незаданный важный вопрос, даже один, приводил к неудаче.

Структура аудита

Как правило, в аудит входят «фоновые исследования», анализ индустрии и рынка. И, прежде всего, аудит организации.

«Фоновые» исследования

Фоновыми можно считать исследования, которыми маркетолог занимается время от времени, без привязки к конкретному проекту. Основными объектами таких исследований являются эволюционные тенденции в обществе и поведении Клиентов.

В последние десятилетия маркетологи стали осознавать важность понимания Человека Живущего, прежде всего, изменений, которые происходят в его поведении и сознании. На то и другое влияют социальные и прочие тенденции в регионе, стране и мире. Этот аудит в значительной мере социологический и культурологический.

Ближе к практическому маркетингу находится анализ общих аспектов поведения Человека Покупающего. Здесь маркетолога могут интересовать, например, эволюция, появление новых и отмирание старых потребностей и алгоритмов покупки. Интересен анализ темы «Человек Живущий и данная продуктовая категория»: что люди знают о данной категории, как они к ней относятся и т.д.

По большей части в фоновом режиме маркетологи также отслеживают изменения внешней среды:

  • Политические
  • Экономические
  • Юридические
  • Социальные
  • Технологические
  • Экологические
  • Демографические

Обычно эти факторы достаточно стабильны, но когда что-то меняется быстро, может потребоваться пересмотр, иногда кардинальный, некоторых аспектов работы фирмы. Важно не упустить момент!

Рынок и индустрия

Маркетологу полезно получить представление об индустрии, к которой принадлежит фирма, и о рынке, на котором она работает.

В частности, маркетолога должны интересовать такие аспекты индустрии и рынка, как:

  • Последние тенденции, динамика и прогнозы
  • Коммодитизированность
  • Степень осведомленности о фирме и ее продуктах
  • Наличие предубеждений против фирмы/продукта
  • Покупательная способность Клиентов

Конкуренты

Анализ индустрии и рынка включает и анализ конкурентов. Вам нужно знать их продукты, цены, методы и планы, продающие аргументы и т.д. Иначе вы не сможете разработать свои продающие моменты – то, что у вас и ваших продуктов лучше, чем у конкурентов.

Стоит также оценить наличие и вероятность появления продуктов-заменителей.

Однако не следует попадать в ловушку конкуренто-ориентированности.

Аудит организации

Обычно под маркетинговым аудитом понимают аудит организации, ее продуктов и Клиентов. Именно ему в основном и посвящен данный текст.

С чего начинать аудит

Многое зависит от того, работает ли маркетолог на фирме или же он является приглашенным консультантом. В первом случае он отталкивается от уже имеющихся наработок, во втором он начинает с нуля. Мы рассмотрим второй случай.

Если фирма сама производит продукты, то полезно начинать с сырья: как оно производится или приобретается; как оно транспортируется и хранится. Если фирма также приобретает комплектующие, то нужно ознакомиться с документацией, представленной фирмами-изготовителями, в особенности с их «Маркетинговым руководством» (Marketing Guide) и «Руководством по продаже» (Sales Guide), если таковые имеются. Часто этот анализ подсказывает полезные идеи и продающие моменты.

При разработке нового продукта все обстоит сложнее (См. главу «Создание нового продукта»). Маркетологи могут отталкиваться от еще не существующих потребностей и предлагать продукт, который эти потребности может создать.

Методы аудита

Есть несколько подходов. Например, вы можете заказать громоздкие математизированные исследования рынка с анкетами, интервью, фокус-группами и пр. Это