Маркетинговый аудит. Введение и чеклист

Типичный член сегмента

Какие жизненные ценности важны для него? Какие социальные тенденции затрагивают его? Каков уровень его образования?
Что можно сказать о его потребностях?
Есть ли у него неосознанные потребности, связанные с данной продуктовой категорией?
Его возраст, доходы, покупательная способность, интересы, образ жизни
Что для него важно и престижно? Кто для него референтная группа?
Что он читает и какие ТВ программы смотрит? Какими социальными сетями он чаще всего пользуется?
Насколько он квалифицирован как покупатель? Какой объем обучающей информации ему нужен? Каким языком он говорит, понимает ли он жаргон и терминологию данной области?
Какими алгоритмами покупками он пользуется?

Продукты

Под продуктом мы будем понимать все, что может быть продано.

Продуктовая категория

Общая характеристика Каков опыт работы фирмы с данной категорией?
Человек Живущий и данная категория:

Знает ли он о ее существовании?
Насколько для него важна категория?
Есть ли предрассудки на рынке в отношении данной категории и/или данного продукта?
Как часто покупают продукт данной категории?
Есть ли юридические ограничения для данной категории?

Продукт

Каков вид продукта: товар; услуга; товар + услуга; товар + услуга + атмосфера?
Каков вклад услуг (в % и $) в бизнес компании?
Есть ли возможность улучшить услуги?
Стоит ли предложить новые услуги?
Требуют ли услуга участия Клиента?
Если продукт включает атмосферу, то можно ли ее улучшить?
Продукт после продажи: есть ли специфика транспортировки; хранения; установки и монтажа; обслуживания? Может ли что-то служить продающим моментом?
Каков уровень технической сложности продукта?
«Очевиден» ли продукт, т.е. может ли он своим видом продавать сам себя без продавца?
Какой процент магазинов предлагают данный продукт?

Упаковка

Есть ли упаковка?
Каково ее маркетинговое качество?
Насколько учтены маркетинговые аспекты физических свойств упаковки?
Насколько «продает» информация на упаковке? Насколько читаема информация?

Высокотехнологичные продукты

Умеет ли фирма их продавать?
Есть ли среди клиентов Value-Added-Resellers (VAR) (фирмы, которые модифицируют/расширяют возможности уже существующего продукта, т.е. создают добавочную стоимость, а затем перепродают его конечным пользователям как новый продукт)? – Если да, то насколько грамотно ведется работа с ними? Нужно ли им помогать?
Насколько эффективен сервис оборудования? Насколько эффективны поставки запчастей и расходных материалов?
Насколько эффективен апгрейд поставленного оборудования?
Насколько эффективно обучение сотрудников фирм-Клиентов?
Насколько эффективны маркетинговые коммуникации? Есть ли обращения к двум аудиториям: неспециалистам и специалистам?
Насколько понятны коммуникации неспециалистам?

Импорт

Известность категории в России Набор продающих моментов для России
Наличие маркетинговой поддержки от иностранного поставщика
Известность поставщика Качество (англоязычного) интерфейса с иностранными поставщиками

Создание новых продуктов

Участвуют ли маркетологи в создании новых продуктов?
Разрабатывают ли они маркетинговое задание?
Участвуют ли они на уровне изделия?
Есть ли контакт маркетологов с разработчиками?
Разрабатывают ли заранее сопутствующие услуги?
Разрабатывают ли заранее элементы атмосферы?

Продуктизация

Правильно ли проводится продуктизация?
Удачны ли названия продуктов?
Участвуют ли маркетологи в разработке упаковки?
Создаются ли инструкции и прочие сопутствующиедокументы? Их качество?
Проводится ли тестирование решений?