Маркетинговый аудит. Введение и чеклист

«Интерфейсы»

Мой многолетний опыт показал, что взаимоотношения фирмы с внешним миром полезно представлять себе в виде набора интерфейсов (можно придумать и другой термин).

Например, отдельными интерфейсами можно считать отношения фирмы с каждым сегментом рынка; с поставщиками; с перепродавцами (оптовиками, магазинами и т.д.); с партнерами; с контролирующими государственными органами и так далее.

Важным интерфейсом является вся система взаимоотношений с иностранными поставщиками и партнерами. Чаще всего это англоязычный интерфейс.

Этот подход позволяет не упустить ничего важного в каждом интерфейсе. Кроме того, это экономит средства, время и силы.

Фирма

В любом случае фирма интересна ее партнерам (перепродавцам, френчази и т.д.), возможным инвесторам и контролирующим органам. Она может быть интересна и конечным пользователям/потребителям.

Так что маркетологам следует тщательным образом проанализировать компанию, и выявить все, что может произвести положительное впечатление на соответствующих Клиентов. Не следует при этом заниматься хвастовством и Я-маркетингом.

В зависимости от характера Клиентов в «профайле» организации следует говорить о таких вещах, как:

  • Общая характеристика компании, ее история
  • Структура власти и алгоритм принятия решений в компании
  • Клиентоориентированность
  • Категории товаров и услуг фирмы
  • Качество продуктов
  • Продажи
  • Экспорт и импорт
  • Членство в престижных организациях
  • Наличие призов и грамот
  • Партнеры

Профайл фирмы для российских Клиентов может отличаться от профайла для иностранных Клиентов.

Персонал

  • Квалификация
  • Степень клиентоориентированности
  • Подготовка и переподготовка
  • Наличие «звезд»
  • Есть ли текучка?
  • Как  долго  в  среднем  работают  в  компании  топ-менеджеры?

Что дает аудит

Правильно проведенный  аудит должен решать несколько практических задач. Как я уже говорил вначале, стратегической задачей аудита является повышение прибыли компании. Он также решает ряд тактических задач. Некоторые из них:

Продающая информация. Самой главной задачей аудита  является  разработка  и/или  совершенствование продающей информации, прежде всего перечня ПМ продуктов для каждого сегмента и самой фирмы.

Возражения Клиентов. – Выявление типичных возражений Клиентов и разработка ответов на них.

Ощущение рынка. – Выявленные в результате аудита  социальные  и  прочие  тенденции  помогают  понять поведение Клиента и получить ощущение рынка.

Рекомендации и идеи. – В процессе и после аудита возникают идеи и рекомендации, принимаются решения, которые  позволяют  совершенствовать  продукты,  повышать  уровень  удовлетворенности  Клиентов;  разрабатывать маркетинговые кампании и программы обучения.

Базовые тексты. – Полученная в результате аудита информация позволяет создать базовые тексты для рекламы продуктов и компании.

Коммуникации. – На основе базовых текстов создается реклама, а также полезные и часто недорогие маркетинговые документы, такие как пособие по продаже для  продавцов  (Sales  Guide),  «Маркетинговое  руководство»  (Marketing  Guide)  для  всей  организации  и  ее партнеров, а также памятка «как покупать [данный продукт]». (См. статьи «Реклама первой необходимости» и «Как делают эффективную рекламу».)

Маркетинговые расходы. –  Аудит  помогает  оценить и оптимизировать требуемый рекламно-маркетинговый бюджет. Он может показать, например, что в данной ситуации лучше потратиться на обучение продавцов или внутренний маркетинг, чем на дорогостоящие маркетинговые коммуникации.

Дистрибуция.  –  Если  продукт  недопредставлен  в магазинах, то бывает целесообразно потратить ресурсы  на дистрибуцию. Кстати, заметное присутствие продукта на полках магазинов – это тоже своего рода коммуникация.

Здесь стоит повторить сказанное вначале – все перечисленное  по  плечу  только  обладателям  творческого маркетингового мышления. Иначе аудит может превратиться просто в инвентаризацию разрозненных фактов, в бессмысленное расходование корпоративных ресурсов.

Кстати, правильно проводимый аудит развивает маркетинговое мышление.